22 марта 2012 года

Мы около Третьяковской галереи

Переходя из зала в зал, мы увидели иконы и портреты, картины на самые разные темы, непохожие одна на другую, узнали кем, когда и как были они созданы.

Путешествие по залам Третьяковки - ещё и путешествие во времени. Переступив её порог, мы оказались в конце XIV века, а расстались с галереей на исходе века XIX. Мы прошли дорогу длиной в пять столетий, узнали о многих важных и интересных страницах истории нашего Отечества.

   РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

 

автор   Владимир Порудоминский

"Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках"

из-во   ОлмаМедиаГрупп

О книге:   "Моя первая Третьяковка" - уникальное собрание рассказов обо всех знаменитых русских художниках XV-XIX вв. и об их картинах. Эта "книга-галерея" поможет совершить увлекательное путешествие в мир русской живописи. Переходя из зала в зал, мы увидим лики святых и образы античных героев, встретимся со сказочными персонажами и реальными историческими лицами, полюбуемся солнечной Италией и почувствуем волшебство украинской лунной ночи. Пять столетий русской живописи откроются перед нами.

Книга адресована широкому кругу читателей - школьникам, учителям, родителям, а также всем, кто интересуется русским изобразительным искусством.

 

Книга написана легким и доступным для детской аудитории языком. Читается на одном дыхании. Может быть полезна при подготовке к написанию сочинений по картинам русских художников.

 

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Обширнейший материал о русской живописи на сайте «Энциклопедия русской живописи» и ещё  в разделе "Русская живопись" на Артсайте.
Здесь вы найдёте биографии 898 выдающихся русских художников, начиная с 14 века и до наших дней и их наиболее значительные работы.
Увидите более 22312 высококачественных иллюстраций лучших произведений русского изобразительного искусства – картин, представленных в крупнейших художественных музеях России и Европы.

МАШИНА ВРЕМЕНИ - нажмите, чтобы

Совершить прогулку по галерее 1898 года

 

 

Посмотрите, как менялась галерея с 1872 по 2002 гг.


(перейдите по ссылке на сайт музея, а затем нажимайте года, указанные внизу картинки. Если навести курсор на изображение той или иной постройки, вы сможете прочитать информацию о ней)

 

После расправы над декабристами царь разрешил А.С. Пушкину вернуться в Петербург из шестилетней ссылки. Друзья поэта радовались его  возвращению. Двое из них, один в Москве, другой - в северной столице, очень хотели иметь портрет Александра Сергеевича "для памяти любящих". В один и тот же 1827 год два известных на весь мир русских художника (бывших крепостных) создали портреты, высоко оценённые самим Пушкиным.

 

Первый портрет написал Василий Андреевич Тропинин (1776-1815) - "портрет Пушкина домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричёсанного и неприглаженного, ...в домашнем халате."   Посмотреть портрет (находится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Царском Селе).

 

Мы находимся около второго из самых известных портретов А.С. Пушкина, автором которого является Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Он был написан несколько месяцев спустя после тропининского по просьбе А.А. Дельвига, друга Пушкина с лицейский времён. Люди, увидев портрет кисти Кипренского утверждали: "Это живой Пушкин".

"Себя как в зеркале я вижу" - эти слова пушкинского стихотворного послания к Кипренскому навсегда остаются лучшей, самой точной оценкой портрета. После смерти Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы и до конца жизни держал при себе.

 

Пушкин, написанный Кипренским, как будто спокоен и задумчив, светлый лоб, устремлённый вдаль взгляд, лёгкий поворот головы дают почувствовать зрителю внутреннюю взволнованность поэта.

Каждая подробность на портрете значительна, но, быть может, с особенным вниманием написал художник глаза, в которых, по словам одного из друзей поэта, "отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душою". В лице Пушкина, в его глазах, как они написаны Кипренским, передана способность живо и жадно схватывать впечатления и вместе с тем напряженная, глубокая работа ума. Сложенные на груди руки, переброшенный через плечо клетчатый плащ, бронзовая скульптура музы - покровительницы поэзии, с лирой в руке, - стоящая за его плечом, делают образ великого русского поэта ещё более возвышенным.

... Некоторые из современников находили, что Пушкин получился у Кипренского "пасмурен", что на лице его отразились "печали жизни". наверное, так и есть. "Печали жизни" - это казнь и каторга декабристов, "друзей, братьев, товарищей", как называл их поэт, подавленность и равнодушие, охватившее людей вокруг. Пушкин и Кипренский, конечно, не раз беседовали об этих "печалях жизни"...

____________________________________________________________

Здесь и далее отрывки из книги "Моя первая Третьяковка"

Около картин первого отечественного пейзажиста -

"Пейзаж" - слово французское, происходит от "pays", означающего в переводе - "местность". Пейзажем и называют изображение местности - по большей части, живой природы: леса, полей, гор, морского простора. Но бывает и городской пейзаж: улицы и площади, отдельные здания, архитектурные сооружения.

Природа всегда оказывала сильное влияние на человека, и тем не менее пейзаж в живописи появился позже, чем другие её жанры. XVIII столетие перевалило за середину, русские художники уже писали прекрасные портреты, умело справлялись с историческими полотнами, но за пейзажи по-настоящему не принимались.

Деревья, горы, водный простор, а также различные сооружения появлялись, правда, на портретах и в исторических картинах, но там это был фон, задний план, который помогал художнику выразительнее передать мир человека или запечатляемое событие...

Для художника-пейзажиста природа не вспомогательная часть картины, а главное её содержание. Верно перенести на холст деревья, берег реки, гористую даль - мало. Художник-пейзажист раскрывает в картине своё отношение к природе, которую изображает, рассказывает, как она на него влияет...

 

К сожалению, именно отсутствие у художников чувств  к изображаемой ими местности, не позволяло называть их пейзажистами. Почему же не было чувств в картинах? 

Со времен правления дочери Петра I - Елизаветы, а позднее при Екатерине II, живописи учили в открытой в Петербурге Академии художеств. Туда принимали с 5-6 лет и на протяжении десятилетий ученик постигал основы написания картин. 

Если ученики Академии получали от профессора задание изобразить какой-нибудь "вид", они спешили не в поле, на берег реки или лесную опушку. Они брали ящики с красками, холсты, альбомы и отправлялись ... в музей.

Здесь на картинах европейских мастеров они находили нужные им подробности. У одного "подсматривали" развесистый дуб. У другого - развалины замка. У третьего - стадо коров на речном берегу... Потом они соединяли заимствованные части в целую картину.

Перед нами зал 9 - посвященный живописцу первой половины XIX века -

Карлу Павловичу Брюллову (1799-1852)

 

Этого художника современники ещё при жизни назвали "Великим". Учителя Брюллова и его товарищи "надели на него лавровый венок" за картину  "Последний день Помпеи" (1833) (она находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге). Эту картину К.П. Брюллов писал несколько лет. Ни одна русская картина не знала прежде такой славы в мире. Этим полотном заявила о своём рождении новая историческая живопись.

Брюллов по-новому взглянул на историю... История - это не запечатлённое событие. Гибель Помпеи лишь эпизод. История - это крушение целого мира с его людьми, бытом, верованиями и неизбежное рождение нового мира...

В Третьяковке  представлен этюд, написанный в 1827-1828 годах, при работе над картиной.

Картина "Явление Христа народу" - творение Александра Андреевича Ива'нова (1806-1858). Замысел её Иванов почерпнул из Евангелия, книги о земной жизни и учении Иисуса Христа...

...Из многих сюжетов Иванов выбрал тот, в котором увидел "сущность всего Евангелия": Иисус Христос является людям, чтобы открыть, как им жить дальше. В эту минуту решается судьба целого народа и судьба каждого: пойти ли за Христом, устроить жизнь по-новому, или отказаться от Него, остаться в прежней жизни, со всем злом, которое она приносит людям...

...Учение Христа должно обновить человечество, помочь людям по-новому взглянуть на мир вокруг, на свой внутренний мир, на отношения друг с другом. Александр Иванов писал картину о том, как сложно, неодинаково отзывается великое историческое событие в мыслях и душах разных людей...

 

После успешного окончания Академии художеств Александр Иванов был послан "в чужие краи для дальнейшего усовершенствования в искусстве на четыре года".

Он поселился в Риме и задержался там почти на 28 лет. Там он начал трудится над своей главной картиной "Явление Христа народу" и не хотел возвращаться на родину, не завершив её...

...Шли годы, работе не было видно конца. Многие на родине начали забывать о художнике, который продолжал свой упорный труд, преодолевая бедность и забвение...

Наконец, когда неоконченными остались лишь некоторые подробности, мастер отворил двери своей римской мастерской, где отшельником проводил за работой дни и ночи. "без повестки, без объявления в газетах, как это обыкновенно делается, - мастерская художника наполнилась разом... И надо было видеть её в этот день!.. Художники всех наций и направлений стекались толпами; и уже не было другой речи, кроме речи об Иванове, во всех кофейнях, на перекрёстках и в кружках.. - вспоминал свидетель события. - Народ говорил, выходя из студии: "Живые люди!.. просто живые!.."

"Этюды, этюды, - повторял Иванов, - мне, прежде всего всего, нужны этюды с натуры, мне без них никак нельзя с моей картиной..."

Слово "этюд" в переводе с французского означает - "изучение". Этюдами называют написанные с натуры подготовительные наброски для картины.

Работая над "Явлением Христа народу", А.А. Иванов исполнил более 300 этюдов. (некоторые из них представлены в залах 10 и 12 Третьяковской галереи).

В зале, посвящённом жанровой живописи передвижников

1880- 1890-х годов

Шли годы. В Академию художеств стали принимать не маленьких мальчиков, а юношей и даже взрослых людей. Ученики часто были из простых семей, небогатые, "низкого звания". Они приезжали в Петербург из небольших городов, иногда из деревень, знали о тяготах жизни простого народа, умом и сердцем тянулись к своему времени и к своей стране.

Их интересовало и волновало, как живут и трудятся простые люди, чему они радуются, от чего страдают. ...Об этом они хотели писать свои картины...

Но профессора, учившие молодых художников, считали эти стремления "пошлостью", "грязью", "безобразием". Как и много лет назад, они задавали ученикам написание картин, на которых должно быть изображено то, что скажет профессор.

В русском искусстве назревал бунт....

В зале, посвящённом жанровой живописи передвижников 1880- 1890-х годов

Третья слева - картина Н.А. Ярошенко "Всюду жизнь" (1888)

В.Г. Перов   Проводы покойника (1865)

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Грачи прилетели (1871)


В зале 25, посвящённом творчеству

В зале 26, посвящённом творчеству Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926)

...Здесь - сказки, былины, песни. Могучие богатыри и сиротинка Алёнушка. Иван-царевич на ковре-самолёте и Баба-Яга в ступе. И художник, который жил среди сказок в бревенчатом тереме...

...С творчеством В.М. Васнецова зрители начинают знакомиться ещё до того, как войдут в залы Третьяковской галереи. по его проекту построен фасад здания - старинный терем из резного камня...

В.М.Васнецов   После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880г.

 В.М. Васнецов   Алёнушка. 1881г.

 

...Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он вспомнил все сказки про детей-сирот - бедных, несчастных, обиженных и всегда добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ рассказывает о них с любовью. и Васнецов передал эту любовь в картине про Алёнушку, которая "застыла камушком на камушке", горюет у холодного озера в осеннем лесу...

В.М. Васнецов   Автопортрет (1873)

Андрей Рублёв (около 1380-около 1430)   Спас (начало XV века)

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченые болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

"Искушение"(1850-1856)    Н.Г. Шильдер

 

 

 

 

 

Автобус высадил нашу экскурсионную группу около памятника И.Е. Репину. Далее нам нужно было пройти немного пешком до галереи.

 

Памятник Илье Ефимовичу Репину (1844-1930) в Москве открыт в 1958 году недалеко от Третьяковской галереи, на Болотной площади, некогда носившей имя великого русского живописца.

Авторы памятника Репину в Москве: скульптор – М. Г. Манизер, архитектор – И. Е. Рогожин. Постамент размещается в глубине живописного сквера, у реки, где теперь построен изящный мостик, соединяющий Болотную площадь с Лаврушинским переулком.

 

 

 

Про Павла Михайловича Третьякова и созданную им галерею можно найти массу информации в Интернете, в том числе и на страничке нашего сайта Первое путешествие по Третьяковской галерее.

 

 

На протяжении столетий на Руси не принято было писать портреты людей, сцены из их повседневной жизни или картины природы. Всё, что художники хотели сказать людям, они передавали на иконе, её языком. (Слово "икона" - греческое, в переводе оно обозначает "образ".)

Но в XVII веке всё громче стал заявлять о себе интерес к иному "художеству", которое именовали живописным. Художникам приходилось теперь писать не лики святых, а лица реальных людей.

С годами россияне, особенно знатные, всё чаще знакомились с портретами, исполнеными европейскими живописцами, да те и сами всё чаще работали в России.

Портрет постепенно завоёвывал своё место в русском искусстве.

Портрет должен, полагали многие, всякой подробностью напоминать о высокой значимости изображённого лица. Например: "Я - державный правитель. Все подчиняются моей воле." Или: "Я - грозный полководец. Я не ведаю поражений". Такой портрет называют парадным.

Имено такие портреты и предстали перед экскурсантами в первом на их пути зале.

Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1804)

 

 

И профессора одобряли это, потому что сами были убеждены, что "виды" надо сочинять, выдумывать. Своим же воспитанникам говорили так: "К следующему разу представьте извилистый ручей, через него переброшен старинный каменный мост, вдали виднеется разрушенная крепость, у ручья под дубом отдыхают пастуха со стадом".

Всё это не имело ничего общего с тем, что могли увидеть молодые художники в окрестностях Петербурга или в русской деревне. Потому что, когда профессора задавали урок, они тоже вспоминали не живую природу, а картины западных мастеров с их замками, ручьями, деревьями...

 

Первым прославил русскую пейзажную живопись Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830).

Прежние русские пейзажисты учились по картинам европейских художников, а работы Сильвестра Щедрина покупала нарасхват вся Европа.

Правда, на его пейзажах зрители не увидели русской природы. После успешного завершения курса в Академии художеств молодой живописец получил право на заграничную командировку, уехал в Италию и прожил там более 10 лет, до самой смерти (умер рано). Образы Италии и запечатлены на его холстах.

Поначалу Щедрин держался того, чему его учили в Академии: заглядывался на образцы, созданные мастерами прошлого. На картине  "Старый Рим" ( 1824 г.) перед зрителем предстают многочисленные памятняки древности...

Но художника поэзия окружавшей его природы и жизни влекла сильнее поэзии древних руин, пусть даже и прекрасных. Вскоре появилась другая его картина -  "Новый Рим" (1825)...живой сегодняшний город.

Остальные свои картины Сильвестр Щедрин писал только о реальной жизни (море, природе, людях). Посмотрите ещё несколько картин С.Ф. Щедрина, представленных в Государственной третьяковской галерее:  "Грот Матроманио на острове Капри" (1827),   "Веранда, обвитая виноградом" (1828),  "Лунная ночь в Неаполе" (1828).

 

В глубине находятся залы 10 и 12, в которых можно увидеть работы

Александра Андреевича Ива'нова (1806-1858)

 

Слева от прохода в зал 10 - портрет Ивана Андреевича Крылова (1839) - друга К.П. Брюллова.

Следует отметить, что среди замыслов П.М. Третьякова один, быть может, увлекал его особенно сильно. Он хотел иметь в своём собрании как можно больше портретов замечательных соотечественников. Он приобретал портреты выдающихся деятелей прошлого и настойчиво заказывал новые, своих современиков - писателей, учёных, композиторов, артистов. ...Складывалась как бы "галерея в галерее"...

 

 

 

...В конце мая1858 года Иванов привез "Явление Христа" в Россию. Он хотел услышать суждения соотечественников о работе, которой отдал многие годы своей жизни. Художник надеялся также, что его картина будет куплена царём и вырученные деньги помогут ему вновь сосредоточенно и неторопливо заниматься творчеством...

...Многие спешили увидеть долгожданное полотно, но не всем было дано сразу понять глубокий замысел художника, живописные достоинства его создания...Подолгу задерживались возле картины молодые художники - горячо спорили или, задумавшись, молчали. Творение великого мастера помогало им определить своё направление в искусстве.

Но были у Иванова и заведомые недоброжелатели: люди, не желавшие признавать новое, не способные отказаться от привычных представлений; завистники, которые сознавали, какое место должно занять "Явление Христа народу" в русской живописи, и не хотели с этим смириться...

При дворе тоже не спешили с покупкой картины. За неё назначили цену вдвое, втрое меньшую, чем предполагал художник... Важные особы заставляли его ждать в приёмных, гоняли по канцеляриям...

Всего шесть недель прожил Иванов в Петербурге. Тяжёлая болезнь сразила его... Через два часа после кончины художника посыльный из придворной конторы принёс пакет: царь за "умеренную плату" согласился приобрести "Явление Христа народу" и наградил Иванова орденом.

 

 


Повсюду - на улицах городов и селений, на рынках и в купальнях, в храмах и синагогах, в кофейнях, на проезжей дороге - всматривался Иванов в людей. Он изучал нужные ему лица, фигуры, позы, жесты; и всё, что привлекало его внимание, закреплял на холстах и бумаге.

Иногда несколько совершенно разных лиц, увиденных в разное время, помогали художнику создать единственный, нужный ему образ.

В зале, посвящённом жанровой живописи передвижников

1880- 1890-х годов

 

Бунт случился 9 ноября 1863 года, когда тринадцать лучших учеников Академии художеств отказались писать на Большую золотую медаль картину на заданную преподавателями тему.

Они просили разрешения писать каждому то, что он захочет, объясняли, что у каждого из них есть свой замысел, тема, к которой лежит душа.

Им отказали. Ученики один за другим направились к двери. Прежде чем оставить зал, каждый из них вынимал из кармана сложенный вчетверо листок - заранее написанное прошение о выходе из Академии...

Оставив Академию, "бунтари" решили не расставаться, держаться вместе; миром работать и жить. Своё объединение они назвали Артель. Артельщики принимали заказы на разные художественные работы: портреты, иконы, стенные росписи, книжные иллюстрации. Вырученные деньги по справедливости делили между собой.

Руководителем Артели был Иван Николаевич Крамской (1837-1887).

 

Однажды Крамской получил письмо из Москвы. Его подписали московские художники во главе с Василием Григорьевичем Перовым (1834-1882). Они предлагали создать Товарищество передвижных художественных выставок.

В Товариществе объединились очень многие художники, живущие по всей России. Написанные ими картины не висели на одном месте, ежегодно из написанных картин составляли выставку и возили - передвигали - её из города в город. От того и выставки назывались передвижными. Многие зрители смогли познакомиться с новым русским искусством, оценили и полюбили его.

Искусство художников-передвижников было понятно и близко разным слоям общества.

В.Г. Перов   Охотники на привале (1871)

Эта картина была представлена на первой выставке передвижников (открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года, переезжла в москву, в Киев, в Харьков). По оценкам многих посетителей - это был лучший пейзаж, передававший то, что происходило тогда в русской живописи, - пробуждение, начало, весна!

Ивана Ивановича Шишкина ((1832-1898)

Через зал 27 с работами Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) идём в зал 28, где выставлены картины Василия Ивановича Сурикова (1848-1916)

В следующих двух залах - 32 и 33 - мы познакомились с творчеством Михаила Александровича Врубеля (1856-1910)

 

 

 

 

 

Познакомившись с русским живописным искусством XVIII века, первой и второй половины XIXвека, а также рубежа XIX-XX веков, мы спускаемся на 1 этаж галереи в залы 56, 59 и 60, посвящённые древнерусскому искусству - иконописи.

Икона пришла на Русь из Византии вместе с православием и стала необходимой и привычной частью жизни человека от его рождения до кончины. В радости и беде, принимаясь за работу и отправляясь в путь, человек обращал взор к иконе.

На протяжени столетий на Руси не принято было писать портреты людей, сцены из их повседневной жизни или картины природы. Всё, что художники  хотели сказать людям, они передавали на иконе, её языком.

...Слово "икона" - греческое, в переводе оно обозначает "образ". На иконе художники запечатлевали Иисуса Христа, Богородицу, ангелов небесных, святых, живших на земле и прославивших себя подвигами служения Богу и людям, а также сцены из Священного Писания и события Священной истории...

...Издавна существовали правила (их называли греческим словом "канон" - правило, образец), по которым следовало писать иконы... Художник... заранее знал, как, согласно канону, поместить изображение на доске, какой лик должен быть у этого святого, какая одежда, какими предметами он окружён, какую и где положить краску...

...Кажется, живописцу не оставалось простора для творчества... Часто иконы, даже созданные разными мастерами, трудно отличить одну от другой.

Но настоящие - большие - художники не только воспроизводили в иконе необходимые внешние подробности - они умели передать в ней волнение собственной души, свои радость и страдание, готовность к жертве, порыв к высокому подвигу...

Андрей Рублёв

слева - Апостол Павел. Начало XV века

справа - Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 год

Это научное описание "Троицы". Ниже приведен рассказ об этой иконе Владимира Порудоминского ( из книги "Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках").

Даже детям становится всё понятно.

На этом наша первая экскурсия по Третьяковской галерее закончилась.

 

 

 

В качестве небольшого дополнения.

Самыми первыми картинами, приобретёнными П.М. Третьяковым для галереи были "Искушение" Николая Густавовича Шильдера (1828-1898) и"Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Григорьевича Худякова (1826-1871).

О картинах вы сможете прочитать в главе "Верую в свою надежду", посвящённой П.М. Третьякову, книги Владимира Порудоминского  "Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках".

Когда будете в Третьяковской галерее, не пройдите мимо этих двух небольших картин, почти незаметных среди великих сокровищ русской живописи.

 

 

 

 

 

 

С этих картин началась Третьяковка!

 

"Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853)   В.Г. Худяков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz